Дискуссии

Открытое письмо всем, кого тревожит состояние среднего образования в нашей стране.

Цель письма – поддержать тех, кто пытается изменить теперешнюю ситуацию со школьным образованием в нашей стране.

Среднее образование – основа будущего нашей страны. Главная беда, по нашему мнению, в том, что четко не сформулирована государственная концепция средней школы - назначение средней школы и, как следствие, чему учить и как учить.

Попробуем сформулировать эту концепцию в очень краткой форме. Заранее скажем, что эта формулировка не является ни новой, ни оригинальной, и она, по-видимому, в той или иной форме разделяется большинством общества. В качестве примера приведем выступления по этому поводу Г.А. Зюганова, но наше одобрение этих выступлений не означает одобрения взглядов и доктрин компартии. Заметим также заранее, что сказанное ниже противоречит официально существующему сегодня.

Главное в средней школе – это вовсе не подготовка школьников в вузы, хотя такую функцию как побочную школа, разумеется, должна выполнять. Школа, прежде всего, должна давать образование, позволяющее выпускнику широко и достаточно глубоко воспринимать современный мир, развивать свои способности, сознательно участвовать в преобразовании этого мира, формировать гражданина своей страны. То, чему учит средняя школа, в основе своей не повторяется и не развивается в высшей школе. То, что в ней получено – это багаж на всю оставшуюся жизнь, и хорошо, если выпускник развил в себе в процессе обучения способность преумножать этот багаж. Вопрос, понадобятся ли в жизни полученные в школе знания, некорректен. Широкое образование – всегда база для узкопрофессионального. Кажется очевидным, что образование в школе должно включать в себя набор базовых предметов, изучение которых обязательно. Этот набор включает в себя математику, физику, химию, информатику, биологию, русский язык, иностранный язык, историю и литературу. Особо следует сказать о двух последних предметах. Они должны изучаться не по остаточному принципу, а наоборот, должны быть приоритетными по количеству учебных часов. Они и только они воспитывают в молодом человеке ответственность за то, что делается в стране, любовь к ней, по-иному - способствуют формированию в нем гражданских чувств. Мы уверены: если организовать полнокровное изучение в школе этих предметов, будет меньше тех, кто уезжает в другие страны на ПМЖ.

Преподавание литературы, по-видимому, следует осуществлять по-другому, чем остальные предметы. Это должна быть именно литература, а не ее филологическая история. В соответствии с возрастом необходимо отобрать такие произведения, в которых наиболее глубоко исследуются главные человеческие проблемы, произведения, в которых соответствующими средствами отображается судьба нашего народа и ее влияние на отдельную личность. Нельзя забывать об эстетической стороне дела, в частности, следует включить в программу обучения лирическую поэзию. Заметим, что некоторые из учебников в той или иной степени удовлетворяют этим пожеланиям.

Нижеследующие требования к изучению истории повторяют в основе своей сказанное в публичных дискуссиях на эту тему. При изучении истории в первую очередь должны найти отражение переломные моменты и особенно глубоко должна быть представлена история 20 века, в частности, наконец, следует создать для школы грамотную историю первой мировой войны, революции, гражданской войны, советской власти. Истинные герои истории -не только защитники отечества, но и те,  чья созидательная (в различных формах) деятельность способствовала процветанию России. Поэтому в учебниках таким людям следует посвятить целые разделы. И конечно, история должна быть честной, освобожденной от мифов и основана на фактах и документах. А для того, чтобы история не была проникнута духом нигилизма, в состав авторского коллектива должны быть включены по настоящему преданные нашему отечеству люди. Вопрос в том, как их отобрать.

По каждому из базовых предметов должны быть организованы полноценные обязательные экзамены. Этим уравниваются в правах все базовые предметы. Дополнительное более углубленное изучение отдельных предметов в специализированных школах ни в коем случае не должно осуществляться за счет базовых предметов.

Вопрос, чему учить и как учить, не должен заменяться вопросом, как контролировать обучение извне. Второй вопрос никак не должен влиять на первый. Заметим, что структурно (мы здесь не говорим об идеологии) образование в Советском Союзе и в царской России существенно ближе к описанной выше схеме, чем то, что есть в настоящее время.

Особое внимание следует обратить на подготовку педагогических кадров. В первую очередь следует пересмотреть программу преподавания в педвузах литературы и истории.

Для реформирования среднего образования либо должна быть создана государственная комиссия, не зависимая от чиновников министерства образования, либо состав теперешнего министерства образования должен быть кардинально изменен.